Шитова Светлана Александровна

  учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа № 2"

г. Междуреченска, Кемеровской области

Скоро в школу

 

 
ПЕРВЫЙ РАЗ - В ПЕРВЫЙ КЛАСС. Советы родителям.
 
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А
 
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни.1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей. Мир, который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.
Когда же начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
Единого для всех рецепта нет, да и быть не может. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Важно, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником. 
Для вас, заботливые родители, я создала эту статью, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, во многом зависит вся последующая школьная жизнь ребёнка.
 
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?
1) Организуйте распорядок дня:
        • стабильный режим дня;
        • полноценный сон;
        • прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться
        • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3)Уделите особое внимание развитию произвольности
        • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка
        • Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы: дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, рассвет, закат.
        • Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.
        • Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.
        • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
        • Составляйте рассказы по картинкам.
        • Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
        • Можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова, имеющие определённый звук.
        • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
        • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
        • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
        • Научите определять положение предметов на плоскости. Ребёнок должен знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
        • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
        • Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой ребёнка! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
        • Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
 
Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
 
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Готовность ребёнка к обучению в школе определяется самыми разными показателями физического, интеллектуального и личностного развития. Родители должны заблаговременно позаботиться о развитии речи, мышления, памяти и мелкой моторики ребёнка.
Общие знания. Осведомлённость в разных областях.
Ребёнок, поступающий в первый класс должен иметь некоторые представления о себе и окружающем мире. Он должен знать:
        • свое имя, отчество и фамилию;
        • дату своего рождения, количество лет;
        • домашний адрес;
        • имя, отчество и фамилию своих родителей, место работы;
        • имя, отчество и фамилию близких родственников (братьев, сестёр);
        • название страны и города, в котором живёт;
        • название времён года, их последовательность, основные приметы;
        • цвета и их оттенки;
        • диких и домашних животных и их детёнышей;
        • зимующих и перелётных птиц;
        • овощи, фрукты, ягоды;
        • хвойные и лиственные деревья, цветы, травы и грибы нашего края;
        • наземный, воздушный и водный транспорт;
        • одежду, обувь, головные уборы;
        • мебель, посуду, электроприборы.
Иными словами ребёнок должен ориентироваться во времени, пространстве и своём ближайшем окружении.
Внимание, память, мышление
Все интеллектуальные функции (внимание, память, мышление) должны достичь определённого уровня развития – стать произвольными, то есть сознательно управляемыми. Будущему первокласснику необходимо уметь:
        • определённое время работать, сосредоточившись на задании;
        • внимательно, не отвлекаясь слушать взрослого 30-35 минут;
        • запомнить и назвать 6-8 предметов, слов.
        • Моторика
        • Ребёнку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь:
        • правильно держать ручку, карандаш;
        • пользоваться ножницами (вырезать по контуру различные фигуры);
        • рисовать, лепить;
        • владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).
Речь. Ребёнок, проступающий в первый класс должен уметь:
        • чётко произносить все звуки;
        • грамотно строить предложения из 3-4 слов;
        • составлять рассказы по картинке (серии картинок);
        • находить слова с определённым звуком;
        • определять количество о последовательность звуков в словах;
        • различать гласные и согласные звуки;
        • вычленять слова из предложения,
        • делить слова на слоги;
        • рассказывать истории из своей жизни;
        • последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
        • отвечать на вопросы по прослушанному произведению.
Математические представления:
Будущий первоклассник должен знать и уметь:
        • состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
        • как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
        • цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9, знаки +,- , =;
        • названия месяцев, последовательность дней недели;
        • уметь называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
        • соотносить цифру и число предметов;
        • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
        • пользоваться арифметическими знаками действий;
        • измерять длину предметов с помощью условной меры;
        • различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
        • делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
        • ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
 
«Портрет» первоклассника, не готового к школе:
        • чрезмерная игривость;
        • недостаточная самостоятельность;
        • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
        • неумение общаться со сверстниками;
        • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
        • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
        • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
        • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
        • недостаточное развитие произвольной памяти;
        • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
 
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность. Пусть дома у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный.
 
Подготовка ребенка к школе – сложный и трудный процесс. Поэтому чем раньше ваш ребенок научится размышлять, сравнивать и логически мыслить, тем проще ему будет учиться в школе! 
Удачи Вам!
Дата последнего обновления страницы 20.01.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»